Общество с ограниченной ответственностью
Научно-производственная компания "Интерфейс"
610017, г.Киров, ул.Горького д.5 оф.709
Тел. +7 (8332) 49-36-39 факс 40-55-68
Постановление 344
Разделы

Поиск



Информация для пользователей программного комплекса по вопросам, связанным с вступлением в силу постановления №344



      C 15.05.2013 ООО НПК "Интерфейс" осуществляет поставку новой версии программного комплекса "Учет коммунальных платежей", в которой учтены требования постановления правительства РФ №344 от 16.04.2013 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг”. В том числе предусмотрена возможность начисления платежей в соответствии с новой методикой.
      Настоящее описание предназначено для того, чтобы помочь пользователям программного комплекса разобраться с изменениями в методике начисления платежей, которые вступают в силу с Июня 2013 года.

1. Нормативно-правовая база

     Вносимые в программное обеспечение изменения регламентированы следующими нормативно-правовыми документами:
  • Постановление правительства РФ № 344 от 16.04.2013 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг”;
    Скачать ... (PDF, 130 кбт);
     Текст постановления правительства РФ № 354 от 06.05.2011 по состоянию на 01.06.2013:
  • Постановление правительства РФ № 354 от 06.05.2011 “ О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” в редакции Постановлений Правительства РФ №442 от 04.05.2012, №857 от 27.08.2012, №344 от 16.04.2013, №410 от 14.05.2013, с изменениями, внесенными Определением Верховного Суда РФ №АПЛ13-82 от 19.03.2013;
    Скачать ... (PDF, 710 кбт);

2. Общие сведения


    Методика начисления платежей, утвержденная постановлением №354 в редакции постановления №344 имеет значительное количество противоречий и нестыковок. Кроме того, какие-либо официальные разъяснения правил начисления платежей отсутствуют. В данной инструкции приводится лишь мнение разработчика ПО, каким образом новые правила должны применяться в реальной ситуации.

     В соответствии с постановлением Правительства РФ №344 внесены достаточно существенные изменения в постановление № 354 от 06.05.2011 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”, а так же в “Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг”, утвержденные постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.06.
     Внесенные изменения в основном касаются порядка расчета платежей за ОДН, однако имеется ряд иных существенных моментов, на которые следует обратить повышенное внимание при начислении платежей.
     Основная часть изменений вступает в действие с 01.06.2013, таким образом, начисление платежей за Июнь 2013 года должно быть осуществлено с учетом новых требований.
2.1 Отопление
     Основным отличием в начислении платежа за отопление является отмена общедомовых нужд по данному виду услуги.
     Таким образом, при отсутствии ОДПУ платеж начисляется по нормативу потребления исходя из общей площади квартиры, без учета площади мест общего пользования. Соответствующие изменения внесены и в формулы расчета нормативов, норматив по прежнему рассчитывается только на отопительный сезон и определяется исходя из площади жилых и нежилых помещений дома (без общего имущества).
     При наличии ОДПУ в доме, объем потребленной тепловой энергии распределяется пропорционально общей площади между всеми жилыми и нежилыми помещениями (МОП так же не учитываются).
     Следует обратить внимание на тот факт, что если все жилые и нежилые помещения дома не оборудованы ИПУ отопления, то при наличии ИПУ отопления в отдельных помещениях дома их показания не учитываются в расчетах. При этом не следует забывать, что ИПУ по отоплению могут встречаться в нежилых помещениях дома (что даже более вероятно).

    Независимо от мотивов принятия такого решения возникает ситуация, в которой установка ИПУ отопления в МКД становится бессмысленной. До того момента как такие ИПУ не будут установлены во всех квартирах и офисах, использовать показания ИПУ будет невозможно.

     Так же предусмотрена отдельная формула 3(1) для расчета в случае, если дом оборудован ОДПУ и все (!) жилые и нежилые помещения оборудованы ИПУ отопления. Согласно данной формуле в таком доме каждая квартира оплачивает потребление по своему ИПУ, а разница между суммарным показанием ИПУ и ОДПУ распределяется на все помещения пропорционально их площади и прибавляется к расходу по ИПУ.

    Описывая такой, достаточно экзотический случай, законодатель полностью упустил вариант наличия ИПУ по отоплению в части или всех квартирах дома при отсутствии ОДПУ (что на самом деле гораздо более вероятно, например, в случае установки двух отдельных ИПУ отопления в двухквартирном доме). Так что применять или нет показания ИПУ в такой ситуации, останется полностью на совести поставщика услуг.
    Кроме того, в абзаце втором 42(1) постановления 354 в новой редакции, сказано, что при отсутствии ИПУ во всех помещениях дома , расчет осуществляется по формуле 3 приложения 2 (по видимому, для всех квартир, т.к. ни каких исключений не оговорено), а в 3 приложения 2 (где эта формула и приводится), сказано, что она применяется только для квартир, не оборудованных ИПУ. При чем формулы, для квартир оборудованных ИПУ нет. Формула 1 из приложения 2 в новой редакции не относится к услуге отопления (услуга прямо исключена из перечня), однако может применяться к прибору учета тепловой энергии (по крайней мере, при формальном прочтении пункта 1 приложения №2 в новой редакции). Такие противоречия в тексте документа могут послужить причиной длительных споров с жителями, потратившимися на установку ИПУ отопления, но в то же время, начисление в квартирах по ИПУ отопления при использовании в остальных квартирах формулы 3 недопустимо, т.к. приведет к несоответствию распределенного по дому расхода тепла показанию ОДПУ.
    Подобных противоречий в новой редакции постановления очень много.

     Так же следует не забывать, что в соответствии с постановление правительства РФ №857 от 27.08.2012 субъекты РФ могли в срок до 15.09.2012 принять одну из 3 методик расчета платежей за отопление на период 2012-2014 годов:
  1. Применять переходную методику, описанною в указанном постановлении (для домов с ОДПУ – постановление 354, для домов без ОДПУ тоже постановление 354 только с усреднением норматива на 12 месяцев (т.е. с оплатой отопления в течение всего года));
  2. Использовать ранее применявшуюся методику постановления 307 (начисление по старому нормативу, для домов с ОДПУ – начисление по среднегодовому потреблению прошлого года, с корректировкой начисления по итогам года);
  3. Применять методику, указанную в постановлении 354.
     Следует обратить внимание, что данная возможность относится только к услуге “отопление”, кроме того, в любой момент возможен отказ и переход к методике оговоренной в постановлении 354.

    В соответствии с распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области №48-р от 14.09.2012 в Кировской области выбран второй вариант – начислять платежи за отопление по методике постановления 307. Данное решение действует до вступления в силу распоряжения департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области о введении в действие нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды.

2.2 Горячая и холодная вода
     В порядок расчета платежа на ОДН внесено существенное изменение – если объем ресурса, приходящийся на ОДН по результатам расчета на основании показаний ОДПУ, превышает рассчитанный исходя из нормативов потребления на ОДН, то расчет производится на основании норматива, а разница относится на убытки управляющей компании.
     Из этого правила существуют два исключения:
  • В случае наличия решения общего собрания об оплате такого “Сверхнормативного” потребления;
  • В случае если исполнителем является ресурсоснабжающая организация (а не управляющая компания, ТСЖ, ЖСК и др.)

    Очевидно, что принятие решения об оплате сверхнормативного потребления на общем собрании собственников представляется маловероятным, потому как фактически жители должны решить оплатить превышение потребления над нормативом за свой счет или за счет УК. Причем этот вопрос отнесен именно к компетенции общего собрания, а не правления или председателя ТСЖ. По-видимому, такое решение возможно принять только в отдельном ТСЖ, когда жителям фактически все равно, как оплатить эти затраты, т.к. ТСЖ все равно их оплачивать за свой счет.

     Однако наиболее существенным в этом случае является изменение порядка определения норматива расхода услуг на ОДН, если в регионе используется расчетный метод, а не метод аналогов (постановление №306 определяет 2 способа расчета нормативов). Формула расчета (№26 в постановлении №306) претерпела серьезные изменения – норматив на ОДН теперь не зависит от индивидуального норматива (т.е. степени благоустройства дома), этажности дома. Фактически норматив определяется как 90 литров на человека в месяц, распределенный на суммарную площадь МОП всех домов (!) муниципального образования.
     Данные изменения приведут к фактическому снижению потребления на ОДН в десятки (!) раз.
     Фактически, исходя из указанной формулы, получается, что норматив будет составлять порядка 0.02 – 0.04 м3 на квадратный метр площади общего имущества в месяц, что соответствует максимальному расходу на ОДН 0.3-0.5 м3 в месяц для трехкомнатной квартиры.

    Фактически, резкое снижение норматива и одновременное ограничение нормативом начисления по ОДПУ приведет к снижению сумм ОДН до крайне незначительной величины, что фактически является отказом от начисления ОДН.
    По видимому, таким образом законодатели стремятся побудить людей к установке ОДПУ (теперь установка ОДПУ в любом случае не приведет к росту платежей, может их только уменьшить), либо снять недовольство населения большими платежами на непонятные большинству “Общедомовые нужды”.
    Однако фактически такой подход создает крайне опасный прецедент – в сложившейся ситуации в установке ОДПУ заинтересованы только поставщики услуг. УК крайне не заинтересована в установке ОДПУ (т.к. ничего кроме убытков от превышения потребления на ОДН над нормативом она не получит), а жителям гораздо дешевле платить ОДН по новым нормативам потребления (фактически порядка 10-15 рублей в месяц), чем оплачивать установку ОДПУ.


    Существует еще одна потенциальная проблема в связи с ограничением платежа за ОДН нормативом – в случае перерасхода – платеж ограничен нормативом, а в случае недобора вся сумма недобора распределяется между жильцами. Таким образом, если, например, в следствии некорректной передачи ИПУ или других объективных причин, в одном месяце образовался излишек ресурса – УК должна его снять в полном объеме, а в следующем месяце (например, переданы корректные показания ИПУ) образовавшийся перерасход (фактически вызванный не перерасходом, а недобором в предшествующем месяце) можно перераспределить на жителей только в пределах нормативов (т.е. не полностью).
    Причем возможности переноса общедомового недорасхода на следующий месяц не предусмотрено.

     Указанное выше относится только к централизованному ГВС (когда в дом поступает готовая горячая вода с ЦТП или котельной). Методика начислений, применяемая при приготовлении ГВС с помощью общедомового оборудования (бойлера) (в дом поступает теплоноситель и холодная вода, которая нагревается в бойлере), не изменилась.
2.3 Водоотведение
     Норматив расхода водоотведения на ОДН отменен (пост №344 п. 1б).
     Распределение на жильцов отрицательной разницы по ОДПУ водоотведения не производится (пост №344 п. 2л).
     Однако начисления платежей за ОДН по водоотведению полностью не отменено.
     Формулы расчета платежа на ОДН при отсутствии ОДПУ для водоотведения сохранены (пост.354 в новой редакции п.48, приложение 2, п.10, п.17). Каким образом их применить при отсутствии норматива расхода водоотведения на ОДН не ясно, однако исключения для водоотведения в п.48 и указанных формулах нет.

    Если данное обстоятельство не является ошибкой законодателей, то можно предположить, что в дальнейшем будут все же определены нормативы расхода водоотведения на общедомовые нужды.

    При наличии ОДПУ водоотведения начисления на ОДН производится по общей формуле (пост.354 в новой редакции, п.44 Приложение №2 п.17).

    Примечание: Не совсем понятно, как в данном случае должно сравниваться потребление водоотведения по данным ОДПУ с нормативом (норматив на ОДН отсутствует (пост.354 в новой редакции, п.44 абзац 2 (исключено только отопление))).
    Однако особого значения данная нестыковка не имеет – дело в том, что фактически начислять ОДН по водоотведению возможно только при наличии ОДПУ именно водоотведения (определение объема водоотведения по сумме ОДПУ ГВС и ХВС, как и раньше, не предусматривается).
    Фактически данная норма точно не стимулирует к установке ОДПУ водоотведения жильцов (т.к. при отсутствии такого ОДПУ они не оплачивают ОДН по водоотведению вообще, а при установке придется оплачивать перерасход, а экономия учитываться не будет).
    Учитывая крайне высокую стоимость установки ОДПУ сточных вод и их фактическое отсутствие в МКД настоящее время, указанную норму можно считать отказом от начисления платежей за водоотведение на ОДН, хотя формально это не совсем так.

2.4 Электроснабжение
     По аналогии с горячей и холодной водой, в порядок расчета платежа на ОДН внесено изменение – если объем ресурса, приходящийся на ОДН по результатам расчета на основании показаний ОДПУ, превышает рассчитанный исходя из нормативов потребления на ОДН, то расчет производится на основании норматива, а разница относится на убытки управляющей компании (с теми же исключениями для РСУ и при принятии решения о распределении сверхнормативного потребления общим собранием).
     Однако методика расчета нормативов на ОДН не изменена.
2.5 Газоснабжение
     По аналогии с горячей и холодной водой – в случае, если объем ресурса, приходящийся на ОДН по результатам расчета на основании показаний ОДПУ, превышает рассчитанный исходя из нормативов потребления на ОДН, то расчет производится на основании норматива, а разница относится на убытки управляющей компании (с теми же исключениями).
     Однако в соответствии п.8 РФ №306 от 23.05.06 норматив расхода газа на ОДН – 0. Об отсутствии необходимости ограничения перерасхода газа на ОДН нормативом (т.е. фактически нулевым значением) и нигде не сказано (пост.354 в новой редакции, п.44 абзац 2 (исключено только отопление)), что фактически может восприниматься как возможность только отрицательных начислений платежей на ОДН по газоснабжению.
2.6 Расчет по среднемесячному потреблению при отсутствии показаний ИПУ
     При отсутствии показаний ИПУ расчет по прежнему производится по среднемесячному потреблению/нормативу, однако сокращен период (минимальный) расчета среднего потребления с 12 до 6 месяцев. Кроме того, предельное количество расчетных периодов, за который расчет производится по среднемесячному потреблению при отсутствии (не передаче) показаний ИПУ увеличено с 3 до 6 месяцев подряд. По истечении указанного периода расход (как и раньше) определяется по нормативу потребления.

    Как и до изменений, внесенных постановлением 344, осталась неоднозначность определения периода, за который необходимо рассчитывать среднемесячное потребление. Формулировка “не менее 6 месяцев” позволяет рассчитать среднемесячное потребление и за год (как было раньше) и за 9 месяцев и за 3 года – совершенно очевидно, что при использовании разных периодов может получиться различное значение среднемесячного потребления. Какое из них следует учитывать – не понятно.

2.7 Прочие изменения
     Изменения коснулись порядка передачи показаний ИПУ. Теперь срок и порядок передачи определяется договором управления, а не законом. Теперь передача показаний ИПУ право (а не обязанность, как было раньше) жителей. Однако, последствия не передачи показаний ИПУ (начисление по среднему/нормативу) не отменены, поэтому широко бытующее мнение об отмене необходимости жителям самим передавать показания ИПУ ошибочно.
     Дано подробное определение площади общего имущества для расчета ОДН (указан точный перечень помещений, являющихся МОП), из которого следует, что она не содержит площади чердаков и подвалов.
     Исполнителю предоставлено право устанавливать количество проживающих граждан (в т. ч. временно проживающих) в случае отсутствия квартирных счетчиков, и составлять соответствующий акт (пост.354 в новой редакции, п.56(1)). Однако основанием для начисления платежей за временных жильцов является не этот акт, а заявление жителя или протокол об административном правонарушении, составленный уполномоченным органом (пост.354 в новой редакции, п.58). Таким образом, сам по себе акт исполнителя будет лишь основанием для проверки МВД или ФМС, и только на основании решения которых (протокол об административном правонарушении) можно учесть временных жильцов.
2.8 Повышающие коэффициенты к нормативам
     С 01.01.2015 вводятся повышающие коэффициенты к нормативам потребления (индивидуальное потребление и ОДН) если дом не оборудован ОДПУ и (или) ИПУ (при наличии технической возможности).
     Порядок применения повышающих коэффициентов кране противоречив (указаны ссылки на формулы, относящиеся только к методу аналогов, нет четкого указания о применении в отношении индивидуального норматива и т.п.) и в настоящем руководстве не рассматривается в виду возможных изменений в предстоящие полтора года до начала его применения.
     Скорее всего, данные коэффициенты будут учитываться при определении нормативов (т.е. норматив должен быть утвержден, по видимому, уже с учетом этого коэффициента).
2.9 Вступление в силу новых нормативов на ОДН
     В соответствии с п.2 постановления №344 органы власти субъектов РФ должны привести правовые акты субъектов РФ в соответствие с постановлением 344 (т.е. утвердить новые нормативы расхода тепловой энергии, и нормативы на ОДН ГВС и ХВС, рассчитанные по новой методике). Однако законодатель забыл учесть, что нормативы вступают в силу не сразу после опубликования. Поэтому возможно возникновение тупиковой ситуации, когда на момент вступления в силу новых правил будут отсутствовать вступившие в силу нормативы потребления услуг на ОДН.
     Как действовать в подобной ситуации каждой УК придется решать самостоятельно (РСУ не должны ограничивать ОДН нормативом потребления, поэтому для них этот вопрос не так критичен).
     Возможны три варианта действий для домов с ОДПУ по ХВС, ГВС и электроэнергии:
  • Т.к. нормативы не утверждены, считать, что норматив равен нулю, и соответственно вообще не начислять ОДН (не больше 0), где имеется перерасход по данным ОДПУ. Понятно, что данный способ гарантирует отсутствие претензий контролирующих органов, но и влечет максимальные убытки для УК.
  • Администрации обычно в устном порядке рекомендуют применять для ограничения начислений ОДН принятые, но не вступившие в действие нормативы. Совершенно очевидно, что для домов, не оборудованных ОДПУ начислять платежи за ОДН по нормативам до их вступления в действие недопустимо, однако применение не вступившего в действие норматива для домов с ОДПУ, хоть и противоречит законодательству, но вполне допустимо по инициативе УК, т.к. может привести только к снижению платежей граждан за счет УК, т.е. ничьи права (кроме УК, конечно) не нарушаются.
  • Отсутствие вступившего в действие норматива можно интерпретировать и как невозможность сравнить расход ОДН по ОДПУ с нормативным, и соответственно предъявить его в полном объеме (т.е. фактически еще один (или несколько) месяцев распределить ОДН в полном объеме, как это делалось до вступления в силу постановления 344). Какая сложится практика действий контролирующих органов в данной ситуации предсказать невозможно, т.к. в данной ситуации явно нарушаются права жильцов, но вызвано это несвоевременным принятием нормативов администрацией. В случае требования о снятии излишне начисленных объемов, такой перерасчет будет возможно выполнить в автоматическом режиме в последующих месяцах.

    Мы не можем давать каких-либо рекомендаций - как следует поступить в данной ситуации, однако, в программе предусмотрена возможность реализации любого из описанных вариантов.

3. Обновление версии программного комплекса

     Для начисления платежей за коммунальные услуги в соответствии с новыми требованиями законодательства необходимо обновить ранее приобретенные версии программного комплекса. Решение о сроках обновления принимается каждым пользователем самостоятельно, однако следует учитывать, что изменения, вносимые постановлением 344 вступает в силу с 01.06.2013, таким образом начисление платежей и формирование платежного документа за июнь 2013 года должно быть выполнено уже в соответствии с новыми правилами, утвержденными указанным постановлением.
     Принимая решение о необходимости и сроках проведения обновления, необходимо учитывать:
  • Организации, не начисляющие платежи за коммунальные услуги (отопление, ГВС, ХВС, Водоотведение, газоснабжение, электроснабжение (в т.ч. и только на общедомовые нужды) могут не обновлять программное обеспечение, т.к. вносимые изменений их не касаются.
  • При начислении платежа за отопление по ОДПУ в предыдущей версии (14.00.000) была предусмотрена методика расчета платежа за отопление по данным ОДПУ, полностью соответствующая требованиям постановления 344 (по ОДПУ без ОДН). Хотя изначально данная методика была предусмотрена как временная на переходный период, она полностью соответствует постановлению 344 и с июня 2013 г. может применяться без ограничений. Таким образом, начисление платежа за отопление в соответствии с новыми требованиями может осуществляться и в старой версии программы.
  • При начислении платежей за холодную, горячую воду и электроэнергию если распределение платежей за ОДН осуществляется в полном объеме (а не в пределах норматива), что возможно если:
    • исполнителем является ресурсоснабжающая организация (см. раздел 2.2);
    • Общим собранием по всем домам принято решение о распределении сверхнормативного потребления (см. раздел 2.2). Очень рекомендуем на данную возможность обратить внимание ТСЖ и ЖСК (и УК, в управлении которых относительно немного домов), где наверное проще принять такое решение, чем связываться с новой методикой распределения платежей за ОДН.
    • Нормативы расхода на ОДН не приняты и предприятием принято решение до принятия нормативов производить распределения ОДН в полном объеме (см. раздел 2.9);
    В данной ситуации обновление сводится лишь к изменению порядка расчета среднемесячного потребления по данным ИПУ при отсутствии переданных показаний. Таким образом, для таких предприятий обновление можно отложить, особенно если расчет по среднемесячному потреблению не применяется, количество ИПУ не значительно, либо количество граждан, не передающих показания ИПУ боле 3 месяцев крайне незначительно. Хотя, конечно, при не передаче показаний ИПУ более 3-х месяцев необходимо обновление программы, т.к. с июня 2013 года расчет по среднемесячному потреблению должен осуществляться 6 периодов (а не 3, как было раньше).
     Обновление программного комплекса "Учет коммунальных платежей" осуществляется по заявкам пользователей, в соответствии с очередностью принятия заявок на обновление. Заявки на обновление принимаются ежедневно (по рабочим дням) с 8 до 9 часов утра по телефону +7 (8332) 49-36-39
     Для установки обновления обязательно необходимо закрыть май и перейти на июнь 2013, а так же ознакомится с данным описанием.
     Для согласования порядка и сроков обновления при подаче заявки на обновление будет необходимо уточнить следующую информацию:
  1. Перечень коммунальных услуг, за которые начисляются платежи (отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение);
  2. Наличие ОДПУ (общедомовых приборов учета) по отоплению и использование их показаний при начислении платежа за отопление (начисление осуществляется по 1/12 потребления за прошлый год с корректировкой по итогом года в соответствии с постановлением №307, либо начисление осуществляется ежемесячно по фактическому расходу тепла);
  3. При начислении платежей за ГВС,ХВС и Электроснабжение необходимо дополнительно уточнить, приняты ли новые нормативы на ОДН, и если нет, то как планируется производить начисление в период до их вступления в силу (см. раздел 2.9);
  4. При начислении платежа за водоотведение необходимо уточнить наличие ОДПУ по данному виду услуги:
    • есть ОДПУ объема сточных вод;
    • начисление производится по сумме ОДПУ ХВС и ГВС (или только по ОДПУ ХВС, если в доме нет горячей воды, или имеет место приготовление ГВС с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества дома (бойлера));
    • Начисление ОДН осуществляется только по нормативу т.к. нет ОДПУ объема сточных вод;
  5. Применяется ли начисление исходя из среднемесячного (нормативного) потребления при не передаче показаний ИПУ;
  6. Наличие ИПУ (индивидуальных приборов учета) по отоплению;


     Перед установкой обновления настоятельно рекомендуется скачать, распечатать и внимательно изучить инструкцию по работе с новой версией программного комплекса.
  • Методические рекомендации по использованию версии 14.10.000 программного комплекса “Учет коммунальных платежей”(Изменение методики начисления платежей в соответствии с постановлением №344 от 16.04.2013);
    Скачать ... (PDF, 499 кбт);




Получить дополнительную информацию о программном обеспечении
и договориться о демонстрации возможностей программ Вы можете
по телефону +7 (8332) 49-36-39


© 2012  ООО НПК "Интерфейс"