Общество с ограниченной ответственностью
Научно-производственная компания "Интерфейс"
610017, г.Киров, ул.Горького д.5 оф.709
Тел. +7 (8332) 49-36-39 факс 40-55-68
Постановление 354 - Возможности программного комплекса
Разделы

Поиск



3.Возможности программного комплекса

     В данном разделе приводится информация о дополнительных функциях, реализованных в программном комплексе в связи с изменениями в законодательстве (в том числе о новой форме платежного документа и новой методике начисления платежей), а так же о способах реализации новых требований законодательства. Информация о работе с новой версией программного комплекса и подробное описание изменений законодательства и возможностей программы содержится в методических рекомендациях по работе с новой версией ПК, которое предоставляется пользователям при приобретении или обновлении версии программного комплекса.
3.1 Новая форма квитанции
     Обязательные требования к форме квитанции определяются п.69 постановления №354.
     Приказ Министерства регионального развития РФ N 454 от 19.09.2011 и утвержденная им форма платежного документа носит рекомендательный характер.

     Примечание: Кроме того, утвержденная указанным постановлением форма квитанции не является собственно платежным документом (формой ПД4 для оплаты услуг в банке). Предполагается, что для непосредственной оплаты услуг должна использоваться дополнительная квитанция, которая должна либо формироваться исполнителем отдельно, либо заполняться жильцом самостоятельно (например, та же ПД4 непосредственно в банке). Предлагаемый бланк квитанции не содержит места для размещения какой-либо дополнительной информации (уведомления об изменений тарифов, объявления Исполнителя и т.п.), а обратная сторона раз в 3 месяца должна быть полностью занята информационным сообщением.

     Применяемая в программном комплексе форма квитанции существенно переработана с целью обеспечения возможности оплаты услуг в банке непосредственно по платежному документу, обеспечения возможности размещения информации для жильцов, обеспечения возможности указания показаний нескольких ИПУ по одному виду услуг и повышения общей понятности квитанции для населения при соблюдении обязательных требований постановления №354 и по возможности внешнего вида квитанции, указанного в приказе №454.
     Отрывной частью (возвращаемой банком получателю платежа) является верхняя часть (Счет-извещение). В ней же жильцом указываются передаваемые при оплате показания ИПУ. Предусматривается возможность формирования квитанции без отрывной части (с целью экономии бумаги или увеличения информационного поля).

     Примечание: Настройка программного комплекса для формирования квитанции без счет-извещения (отрывной части) производится индивидуально по согласованию с разработчиком. Данная возможность может использоваться при применении всеми банками и сборщиками платежей электронного документооборота (когда данные о принятых платежах поступают только в электронном виде, а счет-извещения оплаченных квитанций не возвращаются получателю платежа).


Лицевая сторона
Форма платежного документа
      Примечание:
  1. Перечень видов услуг, по которым производится начисление настраивается индивидуально для каждого предприятия;
  2. В данном случае приведен пример квитанции по дому с бойлером (приготовление горячей воды с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества дома). При наличии централизованного ГВС (в дом поступает готовая горячая вода с ЦТП или котельной) платеж за горячую воду начисляется единой строкой (без разбивки на подогрев и холодную воду) как по остальным видам коммунальных услуг;
  3. Информация о исполнителе и получателе платежа вводится пользователем самостоятельно. Перечень размещаемой информации определяется пользователем. При наличии нескольких обслуживающих организаций возможно автоматическое указание названия организации и ее телефона на основании данных справочника поставщиков услуг;
  4. Ранее переданные показания ИПУ и поля для вписывания новых показаний ИПУ печатаются только по квартирам, оборудованным ИПУ. Количество полей соответствует количеству фактически установленных ИПУ;
  5. В обычном режиме на одном листе формата А4 печатается 1 квитанция. Возможно размещение информационного объявления в нижней части листа (текст объявления настраивается пользователем самостоятельно);
  6. При небольшом количестве услуг возможно размещение 2-х платежных документов на одном листе формата А4;
  7. Предусматривается возможность формирования квитанции без отрывной части (Счет-извещения). Данная возможность может использоваться с целью экономии бумаги или увеличения информационного поля при применении всеми банками и сборщиками платежей электронного документооборота (когда данные о принятых платежах поступают только в электронном виде, а счет-извещения оплаченных квитанций не возвращаются получателю платежа);
  8. При использовании программного комплекса без сканера штрих-кодов в счет извещении квитанции вместо штрих-кода отображаются начисленные суммы платежей в разрезе видов услуг;
  9. Решение включать или не включать суммы пени в основную квитанцию принимается пользователем (предусмотрена соответствующая настройка);

оборотная сторона
Форма платежного документа
     Информация для граждан размещается в нижней части квитанции. Следует учитывать, что размер основной части квитанции изменяется для каждого лицевого счета (в зависимости от количества услуг, количества выполненных перерасчетов, количества услуг, по которым производится начисление ОДН, количества установленных ИПУ). Информационное сообщение занимает всю оставшуюся часть листа, но на следующий лист не переносится, а при недостатке места обрезается, что обеспечивает гарантированное размещение одной квитанции на лист при массовой печати. Данную особенность следует учитывать при определении объема информационного сообщения.
     В информационном сообщении предусматривается возможность обращения к гражданину, на которого открыт лицевой счет, по имени отчеству, а также указание адреса квартиры и номера лицевого счета (как в приведенном примере).
     В случае относительно небольшого количества услуг предусматривается возможность размещения двух квитанций на лист. В этом случае размер информационного сообщения существенно сокращается. Если при формировании 2-х квитанций обязательная часть квитанции не войдет на ½ листа, будет занята следующая половина листа (которая может находиться как на этом листе, так и на следующем (если не вошла вторая квитанция)).

     Примечание: 1) Возможность печати 2-х квитанций на лист введена в экспериментальных целях.
  2) При печати 2-х квитанций на лист целесообразно максимально сократить информацию об исполнителе и получателе платежа, а так же рассмотреть вопрос об исключении счет-извещения из квитанции.

     Необходимость размещения в квитанции не реже чем один раз в квартал уведомления (оборотная сторона квитанции) обусловлена п. 31 “з” постановления №354. Данное требование является обязательным.
     В программном комплексе в настоящее время не производится автоматическая печать оборотной стороны. Предполагается, что оборотная сторона квитанции печатается отдельно с целью минимизации затрат времени и стоимости. Оборотную сторону квитанции раз в квартал целесообразнее всего печатать в типографии или с использованием ризографа. В случае самостоятельной печати оборотной стороны на принтере, целесообразно сначала распечатать квитанции, а потом массово напечатать оборотную сторону (т.к. даже использование принтера с дуплексером (устройство для автоматической печати на обеих сторонах листа) скорость последовательной (отдельной) печати сначала лицевой, а затем оборотной стороны получится в 1.5-2 раза выше, чем печать листа за один проход с использованием дуплексера).
     Скачать типовой текст уведомления (doc, 40 кбт);

     Примечание: В дальнейшем планируется предусмотреть возможность размещения индивидуального информационного сообщения для каждого дома на оборотной стороне листа (при использовании принтера с дуплексером, или на отдельном листе, если принтер не имеет дуплексера) с возможностями использования подстановок по аналогии с информацией в нижней части квитанции.

3.2 Начисление пени
     При начислении пени сумма пени предусматривается возможность включать суммы пени в основной платежный документ, что является прямым нарушением п.70 (второй абзац) постановления №354.

     Примечание: Подсистема начисления пени, так же как и подсистема доставки квитанций по электронной почте не входят в стандартную версию программы и приобретаются отдельно.

     Данный подход применен в виду абсолютной бесперспективности ежемесячной доставки отдельных квитанций на сумму пени гражданам в виду отсутствия способов заставить их оплатить для крупных должников (т.к. пени на пени не начисляются, применить какие-либо санкции не возможно в случае погашения основного долга, т.е. суммы пени придется взыскивать с каждого гражданина отдельно через суд), а в отношении граждан, просрочивших оплату на несколько дней (платежи которых по большей части и составляют сумму фактически собираемых пеней), формировать и доставлять отдельную квитанцию на сумму 2-3 рубля явно убыточно.
     Предусматривается возможность настройки программного комплекса, исключающей включение сумм пени в основную квитанцию (например, в случае прямого предписания контролирующих органов).
     В данном случае сбор пеней можно осуществлять путем периодического (раз в квартал, раз в полгода или реже по усмотрению пользователя) направления гражданам квитанций на оплату задолженности (см. Соответствующий раздел). Т.к. данная квитанция не является платежным документом, ежемесячно формируемым и направляемым жильцу, указанные требования на нее не распространяются, поэтому сумма пени вполне может в нее включаться. Если гражданин не имеет других долгов (просто постоянно оплачивал квитанции но с опозданием), долговая квитанция как раз и будет содержать сумму задолженности по пени.
Альтернативой данному подходу является только начисление сумм пени, но не выставление квитанций на пени. Таким образом, задолженность по пени будет постоянно накапливаться, а гасится только при оплате долгов в судебном порядке.
3.3 Новая методика расчета платежей
     В программном комплексе предусмотрено начисление платежей в соответствии с постановлением №354. При этом предусматривается возможность использования различных нормативов расхода услуг на ОДН в пределах одного дома.

     Примечание: Анализ формул, предложенных в постановлении №354, позволяет сделать вывод, что разработчиками указанного документа даже не рассматривалась возможность применения различных нормативов (как на ОДН так и индивидуального потребления) в пределах дома, хотя подобная ситуация встречается довольно часто. Например, часть квартир в доме оборудована электроплитами, а часть – нет; или дом является секционным, а секции имеют разную этажность (норматив отопления, все нормативы на ОД - хотя это скорее упущение - при разработке нормативов должны быть учтены все имеющиеся типы домов); часть подъездов оборудована лифтами – а часть нет (норматив расхода электроэнергии на ОДН).
     Также в принципе не рассматривается возможность оплаты одних и тех же услуг в помещениях одного дома по разным тарифам, что не редко встречается на практике. Например, часть квартир в доме оборудована электроплитами, а часть – нет (разный тариф), или для определенных категорий граждан (например оплачивающих холодную воду по нормативу) установлены пониженные стандарты оплаты услуг для компенсации роста уровня платежей, превышающих установленный предел.

     В программном комплексе предусматривается возможность использования различных тарифов в разных лицевых счетах дома, т.к. исчисление производится в натуральных единицах. Начисление услуг на ОДН производится по тому же тарифу, что и для индивидуального потребления (т.к. предусмотренная приказом №454 форма квитанции не предусматривает указание различных тарифов для одной услуги, какие-либо разъяснения по данному вопросу отсутствуют). Однако в данной ситуации будет затруднительно проверить правильность начисления в рублях, т.к. часть потребленного ресурса начислена по одному тарифу, а часть по другому. Например, в варианте, когда часть дома оборудована электроплитами, а часть – нет, и имеется ОДПУ электроэнергии, разница между данными ОДПУ и суммарным потреблением квартир в кВт/ч будет распределена пропорционально площади между всеми квартирами (если конечно она положительная) и оплачена каждой квартирой по своему тарифу в зависимости от наличия/отсутствия электроплиты. Правда, на какую сумму должен выставить счет поставщик услуг на основании показаний ОДПУ остается загадкой (т.к. ОДПУ покажет лишь общий расход, без детализации, какая часть по какому тарифу будет оплачена).
     С целью обеспечения возможности начисления платежей в ситуации, когда нормативы на ОДН в пределах дома различаются, норматив на ОДН устанавливается не для каждого дома (что казалось бы более разумным, но не соответствует фактическому положению), а для каждого лицевого счета.
     Фактически, при вводе данных в справочник тарифов для каждого типа благоустройства задаются 2 норматива – норматив индивидуального потребления и норматив на ОДН. Таким образом, несмотря на отказ от дифференциации основного норматива потребления по этажности (для ГВС, ХВС, водоотведения), существенных изменений структуру справочника тарифа вносить не потребуется, так же как и не потребуется повторно проставлять тарифы/нормативы по карточкам нанимателя.
     Норматив расхода отопления на ОДН в справочник тарифов не вводится, т.к. в соответствии с п.4 и п.21 правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства РФ №258 от 28.03.2012, применяется тот же норматив, что и для жилых помещений. Норматив расхода газа на ОДН также не вводится, т.к. согласно п.8 указанных правил принимается равным 0 (что не исключает начисления платежа за ОДН по газоснабжению при наличии соответствующего ОДПУ).
     Следует обратить внимание на тот факт, что дифференцированные нормативы на ОДН применяются только при отсутствии ОДПУ. При наличии ОДПУ разница между фактическим расходом по ОДПУ и суммарным индивидуальным потреблением (по нормативу и ИПУ) распределяется по всем лицевым счетам дома пропорционально общей площади (т.е. как в приведенном примере, когда часть подъездов дома оборудована лифтом, а часть – нет, за электроэнергию лифта будут платить и жильцы первого этажа, и жильцы подъездов, в которых его нет). В данном случае норматив на ОДН применяется только для расчета мер социальной поддержки (льгот).

     Примечание: Еще раз обращаем внимание на тот факт, что распределение каких-то затрат ресурсов на часть лицевых счетов дома не предусматривается постановлением 354 в принципе.

     При заполнении карточек нанимателя следует учитывать, что тариф/норматив должен быть выбран у всех квартир дома (иначе при распределении ОДН по ОДПУ распределенный объем ресурсов не сойдется с фактическим показанием ОДПУ). Т.е. вполне допустимая раньше ситуация, когда в квартире, где никто не прописан, не устанавливался тариф/норматив по ГВС, ХВС и Водоотведению, сейчас абсолютно недопустима (т.к. данные квартиры все равно должны оплачивать потребление на ОДН, а для его начисления необходим тариф и применяемый норматив расхода на ОДН).
     Более сложной является ситуация, когда в части квартир определенные услуги не начисляются (например, отключено ГВС). В постановлении 354 такая ситуация так же не рассматривается. В данной ситуации, по-видимому, следует внести в справочник тарифов специальные виды благоустройства, в которых указан тариф и норматив на ОДН, а в качестве норматива для индивидуального потребления указан 0.
     Таким же образом (указав норматив индивидуального потребления 0, а норматив ОДН – фактически установленный) можно действовать в ситуации, когда необходимо выполнять начисления платежей только на ОДН (например, оплата за электричество на ОДН, при условии оплаты индивидуального потребления непосредственно в электроснабжающую организацию). В данном случае расход электроэнергии по ОДПУ вводится без учета индивидуального потребления.
     Ситуация отключения отопления в части квартир дома или несоответствия общей площади отапливаемой при наличии ОДПУ является абсолютно неразрешимой, т.к. во всех формулах постановления 354 используется общая площадь дома. Наиболее правильным, по-видимому, в данном случае будет применять методику, применяемую при наличии ОДПУ и ИПУ тепловой энергии в части квартир. В этом случае из показания ОДПУ вычитается фактический расход во всех квартирах (определенный по нормативу и отапливаемой площади квартир), а остаток тепловой энергии распределяется между всеми квартирами пропорционально общей площади.

     Примечание: Следует понимать, что описанная методика лишь предположение разработчика ПО, которое по крайней мере обеспечит соответствие количества потребленному по ОДПУ теплу начисленной сумме платежей. Никаких официальных рекомендаций по порядку действий в данной ситуации нет.

3.4 Нежилые помещения
     В виду того, что формулы, применяемые при расчетах в соответствии с постановлением 354, предусматривают расчет в отношении всех помещений дома, а в форме квитанции предусматривается возможность сопоставления гражданами показаний ОДПУ и фактически начисленных объемов индивидуального потребления и ОДН, карточка нанимателя должна быть открыта на все помещения дома, не относящиеся к общему имуществу (в т.ч. и нежилые помещения, офисы, склады, кладовки и т.п.).

     Примечание: несоблюдение данного требования приведет к завышению платежей жильцов при наличии ОДПУ.

     Кроме того, направление платежных документов установленной формы в отношении нежилых помещений тоже обязательно.
     В карточках нанимателя для нежилых помещений обязательно должна быть помечена соответствующая форма собственности (“Нежилое помещение”), т.к. нежилые помещения не учитываются при распределении отрицательной разницы между показаниями ОДПУ и расходом услуг в помещениях дома (п.47 “а” постановления №354). В нежилых помещениях также возможно начисление платежей по показаниям ИПУ и нормативам, причем возможно применение тарифов и нормативов, отличных от жилых помещений.
3.5 Индивидуальные приборы учета отопления
     В программном комплексе предусматривается возможность начисления платежей за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета. Возможность использования данной функции согласуется с разработчиком отдельно по причине сложности и относительно малого количества предприятий, у которых реально встречаются ИПУ по отоплению.
     При определении наличия/отсутствия ИПУ по отоплению следует учитывать, что данные ИПУ могут встречаться в нежилых помещениях дома (что даже более вероятно).
3.6 Расчет на основании среднемесячного потребления/норматива в случае непредставления показаний ИПУ
     В случае если не переданы показания ИПУ, расчет должен производиться в течение 3-х месяцев по среднемесячному потреблению, после чего – по нормативу.
     Постановление №354 содержит весьма расплывчатое описание порядка расчета среднемесячного потребления (особенно в случаях, когда гражданин то передает, то не передает показания и расчет ему в течение части прошедшего периода осуществлялся по среднему/нормативу). В программном комплексе расчет среднемесячного потребления осуществляется следующим образом:
     Начиная с месяца, в котором последний раз фактически были переданы показания (если период отсутствия показаний более 3 месяцев – расчет осуществляется по нормативу), отсчитывается 12 месяцев, после чего определяется количество месяцев в пределах 12 месячного периода, начиная с самого давнего, в котором был расход услуги по ИПУ (не важно, нулевой, фактический или расчетный). После чего суммируется расход ресурса в течение оставшихся месяцев периода (не важно, фактический или расчетный) и делится на общее количество месяцев периода. Если период получится менее 3 месяцев – расчет осуществляется по нормативу.
     Расчет среднемесячного потребления (норматива) осуществляется только для услуг ХВС, ГВС и Электроэнергия (т.к. начисление, например, за полив по среднемесячному расходу – достаточно бессмысленная операция).
3.7 Расчет сумм льгот (мер социальной поддержки) при начислении платежей за ОДН

     Примечание: В связи с монетизацией льгот расчет сумм мер социальной поддержки (льгот) должен осуществляться органами социальной защиты населения. Предприятия ЖКХ выполняют данный расчет при условии заключения договоров с ОСЗН на выполнение работ по расчету сумм мер социальной поддержки (льгот).

     Постановление №857 однозначно указывает на необходимость предоставление мер социальной поддержки (льгот) на суммы начислений за ОДН (п.2 изменений, которые вносятся в постановление правительства российской федерации от 6 мая 2011 г. №354).
     Однако какой либо официальной методики расчета сумм мер социальной поддержки (далее МСП) на текущий момент нет. В соответствии с разъяснениями Департамента Социального развития, применяется следующая методика:
  • Для категорий граждан получающих МСП без учета нормативов потребления (например, инвалиды), МСП на ОДН предоставляются на долю ОДН, приходящегося на льготника (пропорционально количеству зарегистрированных граждан), независимо от того, является ОДН положительной или отрицательной величиной.
  • Для категорий граждан получающих МСП в пределах нормативов потребления (например, ветераны труда) при положительном расходе на ОДН, МСП на ОДН предоставляются на долю ОДН, приходящегося социальную норму площади жилого помещения, при чем не более утвержденного норматива потребления соответствующего ресурса на ОДН (т.е. рассчитывается количество ресурса на ОДН, приходящегося на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения (но не более норматива), и МСП рассчитывается из ходя из социальной нормы площади жилья).
  • Для категорий граждан получающих МСП в пределах нормативов потребления (например, ветераны труда) при отрицательном расходе на ОДН (т.е. при фактическом снятии льгот), МСП на ОДН предоставляются на долю ОДН, приходящегося на льготника (пропорционально количеству зарегистрированных граждан) но не более норматива потребления ресурса на индивидуальное потребление.
     Для облегчения понимания и проверки расчета сумм МСП в карточке нанимателя суммы МСП на индивидуальное потребление и на ОДН для каждого получателя льгот отображаются отдельными строками.
3.8 Формирование ЕПД на сумму долга
     Действующее законодательство запрещает включать сумму задолженности в общую сумму “К оплате” в квитанции, что не позволяет гражданам единовременно оплатить всю имеющуюся задолженность (например, если старые квитанции утеряны). Как показывает практика, существует достаточно значительная категория должников, которые осознают и не оспаривают задолженность, а не оплачивают ее только по причине нежелания поиска и оплаты старых неоплаченных счетов.
     Для решения данной проблемы в программном комплексе предусмотрена возможность формирования отдельной квитанции на всю имеющуюся на текущий момент задолженность. Такая “Долговая” квитанция может быть сформирована непосредственно при обращении гражданина (если он не настаивает на формировании отдельных квитанций за неоплаченные месяца), что существенно ускоряет прием граждан.
     Кроме того, предусматривается возможность массовой печати квитанций на сумму долга всем должникам. При массовой печати формируются квитанции при условии наличия задолженности, превышающей указанную сумму.
     Задолженность определяется на момент формирования квитанции, при этом учитывается начальное сальдо и поступления в течении текущего месяца (начисления текущего месяца не учитываются).
     Как показывает практика, наиболее действенный результат дает печать “Долговых” квитанций на цветной бумаге и направление долговой квитанции одновременно с текущей квитанцией, что акцентирует внимание граждан на наличии задолженности и необходимости ее погашения, а так же существенно облегчает действия граждан по погашению задолженности (нет необходимости разыскивать не оплаченные квитанции, обращаться в бухгалтерию при их отсутствии для получения дубликатов). Таким образом, если гражданин имеет задолженность за прошлые месяцы (В основной квитанции указана задолженность) то дополнительно будет сформирована квитанция на оплату этой задолженности. При погашении задолженности по “Долговой” квитанции поступившая сумма автоматически распределяется по месяцам, что так же сокращает трудозатраты (необходимо обработать одну квитанцию, а не несколько).
     Для сокращения издержек долговые квитанции можно формировать не ежемесячно, а с определенной периодичностью (раз в квартал / 6 месяцев / год) или по мере необходимости.
3.9 Контроль сроков поверки индивидуальных приборов учета

     Примечание: Данная функция была реализована в предыдущих версиях программного комплекса, однако ее использование в связи с переходом на постановление №354 становится обязательным, т.к. нарушение срока поверки ОДПУ влечет к необходимости начисления по нормативу. Неисполнение данного требования нарушает права остальных жильцов дома, т.к. увеличивает долю расходов на ОДН, приходящегося на их квартиры.

     Предусматривается возможность ввода данных всех установленных ИПУ (Модель, заводской номер, дата установки, срок повери, информация о пройденных поверках), а так же ведение истории замены приборов учета. Предусматривается формирование списка ИПУ с истекаюшим сроком поверки на указанную пользователем дату.
3.10 Формирование и рассылка квитанций гражданам по электронной почте

     Примечание: Подсистема доставки квитанций по электронной почте не входит в стандартную версию программы и приобретается отдельно.

     В программном комплексе может быть реализована ежемесячная массовая рассылка квитанций на оплату (платежных документов) по электронной почте. Доставка квитанций по электронной почте не требует существенных затрат, однако позволяет значительно облегчить своевременную оплату своих квартир отдельным категориям граждан (фактически проживающих по другим адресам, в т.ч в других городах), либо обеспечить контроль над оплатой квартир жильцами (в случае сдачи квартир) со стороны сдающих квартиру, а также обеспечить своевременное получение квитанции по адресу, отличному от адреса жилого помещения не зависимо от причин такого желания собственника (нанимателя). Кроме того, рассылка квитанций по электронной почте позволит сократить время доставки квитанции и, следовательно, ускорить поступление платежа. Данный подход так же позволяет в перспективе существенно снизить затраты на печать и доставку квитанций в бумажном виде (Постановление 354 позволят при наличии заявления от гражданина не доставлять квитанцию в бумажной форме).
     Следует учитывать, что такой подход не требует особых издержек (в частности постоянного доступа в Интернет, необходима только возможность отправки электронной почты), очень легок в освоении и не требует каких-либо особых знаний и навыков от бухгалтера и граждан (только работа с электронной почтой), но в тоже время обеспечивает значительный эффект в части ускорения доставки квитанции и обеспечения возможности их получения в любом месте (в т.ч. в другом городе).

Вернуться к основному разделу ...
© 2012  ООО НПК "Интерфейс"